Home / Новые технологии / Реактор IRIS — вклад Вестингауза в среднюю энергетику

Реактор IRIS — вклад Вестингауза в среднюю энергетику

Многонациональный коллектив под лидерством американской компании "Вестингауз" продолжает работу над проектом энергетического реактора средней мощности IRIS.
 
IRIS позиционируется как интегральный легководный под давлением проект реактора завтрашнего дня. Над его созданием трудятся коллективы из 10 стран. Главная цель проекта — предложить в следующем десятилетии на мировых рынках реактор, простой в исполнении, безопасный, привлекательный с точки зрения экономики и хорошо защищённый от угроз распространения.
 
Мощность IRIS — 335 МВт(эл.) — выбрана таким образом, чтобы этот аппарат смог бы заинтересовать как развитые, так и развивающиеся страны. Первым он даст больше гибкости при планировании строительства новых мощностей, а для вторых он может стать единственным выбором, так как большие реакторы им зачастую просто не требуются.
 
Дорожная карта проекта IRIS
В "Вестингаузе" планируют, что демонстрационный блок с реактором IRIS должен появиться после 2015 года. Ещё в прошлом веке в компании была разработана дорожная карта для проекта IRIS, которая пока более-менее выполняется.
 

Этап Срок завершения
1 Начало работ 1999
2 Подготовка ТЭО 2000
3 Концептуальный проект,
предварительные оценки экономики
2001
4 Начало предпроектного рассмотрения в NRC 2002
5 Предварительный проект 2005
6 Начало экспериментальной программы, необходимой для получения лицензии в NRC 2006
7 Завершение экспериментальной программы 2010
8 Начало процедуры лицензирования IRIS в NRC 2010
9 Получение лицензии от NRC 2013
10 Подготовка к строительству демонстрационного блока 2015-2017

 

    NRC — комиссия по ядерному регулированию, надзорный орган США.

Необходимость создания IRIS в "Вестингаузе" обосновывают следующим образом. Легководные реакторы в наши дни занимают доминирующее положение на рынке. Потеснить их могут только быстрые установки с жидкометаллическими теплоносителями, но их развёртывание в промышленных масштабах произойдёт не ранее 2030-2040 годов.
До этого времени, легководники будут оставаться главным инструментом атомных компаний, и поэтому их модернизация и совершенствование имеют большой смысл. Нельзя забывать также, что в одном из наиболее вероятных сценариев развития атомной энергетики быстрые и тепловые реакторы будут работать совместно, и от этой технологической синергии желательно добиться максимального эффекта.
Инновационные черты IRIS
 
В проекте IRIS используются проверенные десятилетиями подходы, на основании которых были спроектированы и построены сотни водяных корпусных реакторов. Но одновременно с этим, в концепцию IRIS внесено несколько инновационных подходов.
Новый проект, в первую очередь, характеризует простота при одновременной заботе о повышении безопасности, надёжности и экономичности конструкции. Для обеспечения безопасности используется подход, получивший название "safety-by-design" (безопасность за счёт проектных решений). Улучшить экономические показатели IRIS поможет принцип модульности.
Количество персонала, занятого на блоке с IRIS, будет сведено до необходимого минимума. Сроки строительства таких блоков не будут превышать трёх лет. Много внимания разработчики уделяют будущему выводу IRIS из эксплуатации — так, уже сейчас проводятся оптимизационные расчёты с целью как можно сильнее уменьшить дозовую нагрузку на людей, которые будут вовлечены в работы по выводу.
 

air6380_1.jpg

 

В реакторе IRIS применяется интегральная компоновка, при которой все основные компоненты первого контура будут находиться внутри единого корпуса — в том числе, активная зона с приводами СУЗ, восемь парогенераторов (ПГ) с восемью ГЦН и компенсатор объёма (КО).

 

Больший коэффициент отношения объёма к мощности, выбранный для КО IRIS, позволяет улучшить показатели реакторной установки в переходных процессах, что особенно важно для безопасности. ГЦН, установленные внутри общего корпуса, не будут требовать никакого обслуживания при эксплуатации. Отсутствие каналов для СУЗ в крышке реактора исключает повторение аварий типа Дэвис-Бесс.

 

Новая конструкция ПГ позволит устранить коррозию, которая возникает при напряжении на растяжение (tensile stress corrosion). Приняты меры по защите корпуса от флюенса быстрых нейтронов, корпус остаётся холодным и за его границами практически не будет наблюдаться повышение радиоактивного фона. Размеры корпуса, естественно, возрастут, но размеры гермооболочки блока с IRIS резко сократятся.

 

Топливные кассеты реактора IRIS основаны на проектах ТВС, использующихся в легководных реакторах компании "Вестингауз". Исходно предполагается 48-месячный цикл.

 

Интегральная компоновка реактора позволяет отказаться от трубопроводов большого диаметра, что, в свою очередь, снижает угрозу такой аварии как LOCA. Наконец, высокий корпус положительно влияет на процессы естественной циркуляции и обеспечивает больший запас воды внутри системы, необходимой для охлаждения зоны в случае возникновения аварий.

 

Нельзя не отметить, что с экономической точки зрения — по крайней мере, пока! — технология IRIS выглядит очень и очень интересной для инвесторов. По расчётам, выполненном в "Вестингаузе" в 2006 году, стоимость АЭС с тремя модулями IRIS общей мощностью 1005 МВт(эл.) обошлась бы всего лишь в 800 млн долларов, что в наше время выглядит просто фантастически. А возвращаться к инвесторам деньги начнут через 16-17 лет после момента начала строительства первого модуля. 

 
Денежные потоки для инвесторов IRIS 
 

air6380_2.jpg

 

 

С дополнительной информацией о реакторе IRIS можно познакомиться на профессиональном блоге Myatom

 

     

 

Check Also

AREVA не досчитается в США одного заказа на строительство USEPR

Группа AREVA может не досчитаться в США одного заказа на строительство энергоблока с реактором USEPR. …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *