Home / Мнения экспертов / Сергей Шматко: текст доклада на форуме ТЭК России в ХХI веке

Сергей Шматко: текст доклада на форуме ТЭК России в ХХI веке

Сергей Шматко: текст доклада на форуме ТЭК России в XXI веке
 
Мы публикуем текст доклада министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко на Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке" (апрель 2009 года).
 
Уважаемые коллеги!
 
Рад приветствовать Вас на очередном Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке".
 
Данный форум обладает позитивной динамикой развития, а не проходящий интерес деловых и общественных кругов к участию в нем свидетельствует о том, что тематика обсуждений из года в год остается актуальной и востребованной.
 
Преемственность и развитие долгосрочной государственной энергетической политики и задающей основы этой политики Энергетической стратегии России — это те характеристики, значение которых еще более возрастает в современном мире, характеризующемся финансово-экономическим кризисом.
 
Во время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем должны стать основой для формирования реалистичной и отвечающей на главные вызовы модели перспективного развития страны и роста экономики.
 
Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.
 
В переживаемый нами сложный временной период необходимы как минимизация последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для посткризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены:
во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК;
во-вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора;
и, в-третьих, на принятие необходимых в связи с кризисом оперативных решений.
Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.
 
Отмечу, что в текущем году планируется, наряду с ЭС-2030, завершить подготовку Генеральных схем развития газовой промышленности и нефтяной отрасли, разработать Государственную программу энергосбережения, скорректировать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. При условии адекватного учета возможных последствий экономического кризиса и мер по их минимизации, а также взаимной согласованности указанных документов, их принятие и последующее использование может стать серьезной антикризисной мерой.
 
В чем преемственность Энергостратегии-2030 по отношению к Энергостратегии-2020?
 
Прежде всего, в неизменности цели и главных принципов государственной энергетической политики.
Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны, а также содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
 
Принципы:
последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;
обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.
Далее, это преемственность в структуризации ЭС-2030, в системе главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.
 
И, наконец, связь двух Энергостратегий заключается в том, что за прошедший с момента принятия действующей Энергостратегии (ЭС-2020) период российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их прогнозировавшихся в рамках ЭС-2020 значений.
 
Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США за баррель в 2000 г. до 94 долл. США в 2008 г., и почти четырехкратном превышении данным показателем прогнозных оценок ЭС-2020, фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,5 раза при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 менее чем на 10%; прогноз добычи и производства первичных ТЭР отклонился от факта всего на 2,9%; прогноз потребления электроэнергии — на 4%, и т.д.
 
Каковы главные отличия проекта новой стратегии от ЭС-2020?
 
Во-первых, это дополнительный учет фактора неопределенности (назовем его уроком кризиса). В частности,
целевые приоритеты и ориентиры ЭС-2030 задаются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам стратегического развития, характеристика содержания и параметров которых дается во всех основных разделах настоящего документа;
в качестве главных прогнозных ориентиров ЭС-2030 используются диапазоны ожидаемых значений показателей развития энергетического сектора по состоянию на конец каждого этапа;
предусматривается возможность сдвига сроков реализации отдельных этапов (в том числе, в результате кризисных явлений) — при сохранении их основного качественного содержания.
Во-вторых, это новые экономические вводные, касающиеся внешних и внутренних макроэкономических условий (конечно, с учетом возможных последствий мирового финансово-экономического кризиса).
 
В-третьих, и это главное — изменившееся содержание и количественные ориентиры представленных в стратегии проектов развития — в терминах отдельных политик и отраслей, параметров разрабатывавшихся при подготовке ЭС-2030 "дорожных карт" развития по всем основным направлениям.
 
Энергостратегия — достаточно объемный и комплексный документ, поэтому ниже я остановлюсь лишь на базовых принципах, составляющих ее основу.
 
Начнем с ожидаемых результатов реализации ЭС-2030. Это:
полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок углеводородов;
снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18%;
снижение удельной энергоемкости ВВП в 2,1-2,3 раза;
оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 44-48% и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13-15%;
освоение новых нефтегазоносных районов;
развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;
достижение устойчивой инвестиционной обеспеченности хозяйствующих субъектов ТЭК;
инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий;
экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования ТЭК с ограничением выбросов парниковых газов за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Достижение намеченных результатов предполагается осуществлять поэтапно.
 
Для первого этапа характерны следующие основные задачи:
скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике;
выход к концу этапа на темпы экономического развития, заложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
использование экономического кризиса для качественного обновления и модернизации ТЭК.
Их решение будет происходить на фоне:
анализа последствий мирового финансово-экономического кризиса;
возможного посткризисного роста мировой экономики;
нестабильности мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков;
повышения роли государства, как регулятора экономических отношений в энергетике и партнера в энергетическом бизнесе.
Окончание этапа: 2013-2015 гг.
 
Задачи второго этапа:
резкое повышение энергоэффективности экономики и энергетики;
ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей;
инновационное обновление отраслей ТЭК.
Внешние условия реализации задач второго этапа:
стабилизация мирового энергетического рынка;
уменьшение зависимости российской экономики от деятельности ТЭК;
ослабление роли государственного участия в энергетике;
развитие частно-государственного партнерства.
Окончание этапа: 2020-2022 гг.
 
Задачи третьего этапа:
высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов;
постепенный переход к энергетике будущего.
Внешние условия:
значительное снижение роли ТЭК в экономике России;
повышение роли государства в создании инновационных направлений развития ТЭК.
Окончание этапа: 2030 г.
 
К числу важнейших стратегических инициатив Энергостраегии-2030 относятся:
освоение нефтегазового потенциала комплексов Восточных регионов страны;
освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и Северных территорий России;
развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
развитие нетопливной энергетики;
реализация потенциала энергосбережения и повышение энергоэффективности.
Отдельно остановлюсь на последнем направлении.
 
Энергосбережение и повышение энергоэффективности занимают особое место среди стратегических инициатив ЭС-2030, поскольку без масштабной реализации потенциала энергосбережения невозможно поступательное развитие экономики страны. Использование имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении.
 
В настоящее время активно продолжается процесс актуализации законодательной и нормативной правовой базы в области энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, а также формирование структуры управления энергосбережением в стране.
 
Важным шагом в сфере повышения энергоэффективности станет внесение изменений в законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, ориентированных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающих использование показателей энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.
 
Крайне необходима государственная программа энергосбережения, реализуемая на основе частно-государственного партнерства, над формированием которой работает Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Скорейшая разработка и принятие такой программы предусмотрены Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
 
Мы предполагаем, что эта программа должна состоять из ряда приоритетных в масштабах страны проектов, а в ее составе должны быть отражены:
задания субъектам Российской Федерации по сокращению энергоемкости;
меры, включая государственную поддержку, направленные на массовую реализацию в ряде регионов типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и др.;
организационные и технические мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере, включая оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов и организацию энергосервисного обслуживания;
реализация типовых инновационных проектов на основе возобновляемых источников энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях промышленности, функционирующих с участием государства, в первую очередь в естественных монополиях.
Наконец, не могу не остановиться на проблемах внешней энергетической политики. Важнейшие задачи для нас на этом стратегическом направлении:
отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта;
укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).
В заключение хочу подчеркнуть, что чем реалистичнее будет наша долгосрочная энергетическая стратегия, чем активнее будет осуществляться процесс формирования и использования системы стратегических и программных ориентиров в сфере ТЭК — тем с меньшими потерями мы сможем преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и перейти к этапу энергоэффективного развития экономики страны.
Благодарю за внимание!
 
ИСТОЧНИК: Пресс-центр Министерства энергетики РФ

Check Also

Одного завода достаточно

О том, почему для атомной индустрии более важны подтвержденные госзаказы, а не конкуренция на рынке …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *