Home / Мнения экспертов / Контора Африкантова

Контора Африкантова

Недавняя авария на атомной подводной лодке на Дальнем Востоке привлекла внимание к проблемам российского флота. Это тем более важно, что при всех стократ оплаканных бедах Российской армии атомные субмарины — тот вид вооружения, который остается лучшим в мире и обеспечивает стране стратегический паритет в любом противостоянии с потенциальным противником. И высокая засекреченность объектов, где производятся ключевые элементы атомного флота, вполне оправдана. Тем не менее корреспонденту "Известий" Сергею Лескову удалось побывать в КБ, где проектируют реакторы для лучших в мире атомных субмарин и надводных судов.
— На конференциях я выступаю инкогнито, — сказал невысокий человек со щегольскими усиками, похожий на постаревшего гардемарина. — Имя мое лучше не называть, а если цитировать, лучше говорить, что данные собраны в зарубежной прессе. Полжизни провел под водой, вышел в запас, но вынырнуть и работать открыто время не пришло.

Встретить в сухопутном Нижнем Новгороде капитана 1 ранга из закрытого НИИ Министерства обороны, который досконально, с потрохами знает американский атомный военный флот, большая неожиданность. Впрочем, если учесть, что в Нижнем находится Опытное конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова (коротко — "ОКБМ-Африкантов", по имени легендарного директора советской эпохи, или же в обиходе "контора Африкантова"), где созданы реакторы для всех отечественных атомных подводных лодок и надводных атомных кораблей, то не сразу разберешь, кто здесь сухопутная крыса, а кто — настоящий морской волк.

Хотите наверняка спросить про матроса, который аварию на "Нерпе" устроил, — капитан проницательно посмотрел на меня. — Кнопку этот стрелочник, конечно, мог нажать. Кстати, пожар — самая типичная во всем мире причина аварии на подлодке. Но к любой аварии приводит сочетание многих факторов. Бедный матрос такой же, как мы с вами, — продукт нашей подводной и надводной системы. Типичный российский гражданин, у которого руки не из того места растут, а все вокруг делают вид, что этого не знают.

Реактор "Лаврентий Берия"

Ровно 50 лет назад, в 1958 году, была принята на вооружение первая советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол". Как и в случае с атомной бомбой, атомную подводную лодку СССР построил после США. Америка в 1955 году назвала свою лодку звонко — "Наутилус". Но если с атомной бомбой ученым помогла разведка, то с подводной лодкой никаких подсказок мы не получали. Научным руководителем проекта стал Анатолий Александров, впоследствии президент АН СССР. Его кандидатуру предложил Курчатов: "Александров знает массу бессмысленных вещей, которые никто не знает и которые в новой работе могут оказаться полезными". Атомную лодку, как и бомбу, мы построили быстрее конкурентов: Америка создавала стенд 6 лет, а в Обнинске он был готов через 3,5 года. Главным конструктором реактора был академик Николай Доллежаль. Судьбы Александрова и Доллежаля шли параллельно до тех пор, пока после Чернобыля оба академика решили уйти в отставку. Надо сказать, что ни разу в нашем атомном подводном флоте не было аварии по вине реактора, хотя у американцев это случалось. Даже после страшной аварии на "Курске" реактор не пострадал. Хотя утечка радиоактивности случалась, к несчастью, не раз…

В 1945 году артиллерийский завод имени Сталина в Горьком приказом Сталина был переведен на атомную тематику. Завод участвовал в создании реактора "А", который ласково называли "Аннушка" и на котором был получен плутоний для первой советской атомной бомбы. В 1948 году был создан совершенно замечательный реактор нового поколения ЛБ-100 (если кто не улавливает исторический контекст, так это "Лаврентий Берия"), из которого выросли все дальнейшие реакторы ОКБМ. Мне кажется, что если Лаврентия Берию сравнивать с каким-то оружием, то подводная лодка ему — самая подходящая пара.

Под водой шло соперничество, как в космосе. Советская атомная подводная лодка была похожа на американскую лишь тем, что была атомной и подводной. Америка, у которой было пруд пруди военных баз по всем океанам, обошлась одним реактором — нам пришлось искать место для двух, что ставило принципиально новые задачи по компоновке. И к каждому реактору предъявлять особые требования по надежности. Кроме водо-водяного реактора в СССР, была поставлена на боевое дежурство целая дивизия атомных подлодок с жидкометаллическим реактором, в котором использовалась окись бериллия и сплав свинца с висмутом. Американская "жидкометаллическая" лодка Seawolf плавать так и не научилась.

Подводный мир враждебен человеку, как космос. И прорваться в океанские глубины было не проще, чем выйти в космос. У подводников нет своего Юрия Гагарина только по той причине, что в одиночку подводной лодкой управлять невозможно — нужен экипаж. А это наряду с множеством других принципиально новых задач ставит специфический вопрос, который академик Александров называл "проблемой пердильных газов". Если на дизельных лодках не хватает мощностей для очистки воздуха, и экипаж без всплытия уже через две-три недели теряет сознание, то атомные лодки с современной системой адсорбции могут лежать на дне несколько месяцев, и морякам разрешают даже курить под водой.

— Однажды мы через Гибралтар прошли в Средиземное море, но нас засекли, — вспоминает каперанг, похожий на гардемарина. — И мы легли на дно. Нас несколько месяцев искали, но не нашли. Мы элементарно могли одним залпом уничтожить шестой американский флот в Средиземном море. Но мы не парились и спокойно курили, нам ничего не угрожало.

Слесарь с министерским окладом

— В моей лаборатории в советские времена работали семь слесарей, которым оклад в личном порядке устанавливало министерство, — вспоминает начальник отдела Владимир Галушкин, который в "ОКБМ-Африкантов" имеет репутацию местного Гомера. — Они получали в 3 раза больше молодого инженера. У каждого был закрытый верстак с личным инструментом, к которому притрагиваться было строго запрещено. Однажды Курчатов потерял ключ от сейфа, и наш слесарь открыл замок за 20 минут. Курчатов подарил слесарю коньяк и колбасу из кремлевского буфета.

Сегодня колбасой и алкогольными напитками никого не удивишь. Редкостью стали рабочие. Когда спускали на воду атомный крейсер "Петр Великий", квалифицированных сварщиков на любые деньги собирали со всей страны. "ОКБМ-Африкантов" тоже познал жуткий дефицит рабочих кадров, но год назад все вакансии были заполнены и прием прекращен. Причина проста — рекордная зарплата. Если прочие предприятия Нижнего с трудом сводят концы с концами, то атомная отрасль идет в рост. В сборочном цехе крупногабаритного оборудования средняя зарплата достигает 40 тысяч рублей.

Токарь-карусельщик Евгений Сучилкин кается, что в прежние времена два раза уходил из конторы Африкантова, но теперь начал третью жизнь и изменять рабочему месту не намерен, поскольку такие деньги могут только в сладком сне присниться. 18-летний Александр Башев работает после ПТУ первый месяц, получает пока 15 тысяч, но, во-первых, испытывает за станком наслаждение, которое сравнивает с поиском мелодий на музыкальном центре, и, во-вторых, имеет перед глазами многие удачливые примеры зажиточной жизни. Мне издали показали жилистого слесаря, который регулярно получает больше 70 тысяч, но разговаривать с ним не рекомендовали, ибо больше всего на свете он не терпит, когда ему ставят палки в колеса досужими беседами.

Возникает вопрос, как у классика, "откуда деньги, Зин?" Проще всего было бы сказать, что атомная отрасль по ряду федеральных программ наращивает перспективу. Но бюджет конторы Африкантова лишь наполовину формируется федеральными программами. Не меньше ОКБМ зарабатывает на коммерции, выполняя сложные заказы и подтверждая древнее правило о том, что ничто в подлунном мире не ценится так, как знание и умение. Технологии уникальных бессальниковых насосов и прямоточных парогенераторов, которые так и не были освоены супостатами во время гонки вооружений, нашли спрос во многих гражданских областях. "ОКБМ-Африкантов", как объяснил молодой директор Дмитрий Зверев, в принципе отказывается от контрактов, где иностранцы пытаются приобрести редкие технологии, и соглашается на импорт лишь готовых изделий.

Нашим ученым удалось научить реактор работать на уране низкого обогащения, хотя в США используют дорогой оружейный материал. Впоследствии это позволило "ОКБМ-Африкантов" модернизировать свои реакторы для гражданских целей. Среди последних крупных заказов — реактор будущего на быстрых нейтронах, который строится на Урале, реактор малой мощности для Казахстана и реактор плавучей атомной станции для Крайнего Севера. Плавучих АЭС, хотя это чрезвычайно перспективное дело, нет ни у кого в мире. Америка в 1970-х годах имела единичный опыт, но обожглась. Поскольку Россия остается единственной в мире страной, которая имеет атомный ледокольный флот, то проблемы с созданием плавучих АЭС могут возникнуть лишь финансовые, но никак не технические. Первая российская плавучая АЭС "Академик Ломоносов" должна быть спущена на воду в 2013 году и будет отапливать Северодвинск.

— Плавучие АЭС, которые, ежу понятно, необходимы на Крайнем Севере, мы могли построить еще в начале 1990-х, — говорит каперанг и видимо молодеет от воспоминаний. — Америка готова была бешеные деньги вложить, Клинтон уже слюной истекал. Ельцину оставалось только головой кивнуть, но он другим увлекся. Сейчас деньги на проект пошли — и цены взлетели невероятно. Пошел цыганский торг. Не могу в толк взять, как можно жить, обворовывая свою страну?

Ядерная армада под водой

В Великом Новгороде придумали историю о купце Садко, который был первым русским подводником. Через века уже Нижний Новгород, в ту пору именовавшийся Горьким, стал подводной столицей страны. В "ОКБМ-Африкантов" создавались реакторы, в КБ "Лазурит" проектировали подводные лодки, на заводе "Красное Сормово", воспетом пролетарским писателем Максимом Горьким в романе "Мать", их строили. Как субмарины из Волги попадали в далекие моря-океаны? Лодки шли по ночам по Беломорско-Балтийскому каналу имени Сталина, который обессмертил все тот же Горький. Канал, вырытый зэками, был слишком мелок, и приходилось в шлюзах создавать высокую волну, которая буквально выплевывала субмарину вверх по течению.

Атомный подводный флот — тот вид вооружения, где наша страна обладает несомненным преимуществом перед всеми возможными противниками. В СССР атомные лодки строили 4 завода, разработка велась в трех КБ, что привело к невероятному разнообразию конструкций, разобраться в которых мудрено даже специалисту. В нашей стране было построено 250 атомных подводных лодок — Америка сделала в 2 раза меньше, обеспечивая ядерный паритет за счет стратегической авиации. Как и в авиации, мы долго отставали по части электроники и шумовых характеристик, из-за чего американцы называли наши субмарины "ревущими коровами". В США и сейчас лучше развита береговая инфраструктура, лодки после обслуживания быстро возвращаются в плавание. В СССР инфраструктура считалась не слишком важной — все равно во время атомной войны все накроется. Системам спасения в нашем флоте не уделялось особого внимания, недостатка в печальных подтверждениях чему не имеется.

Только в 1963 году первая атомная лодка была построена бывшей владычицей морей Британией, в 1969 году — Францией, в 1974 году — Китаем. К 2010 году Индия собирается, что сомнительно, построить первую собственную атомную лодку, а в 2020 году — Бразилия. Кстати, Россия отказалась продавать Индии "Нерпу", на которой недавно случился пожар, и решила оставить ее себе. Если не считать России и Америки, то у Англии имеется 25 атомных подводных лодок, у Франции — 15, у Китая — 6, но сколько на ходу, неизвестно.

Рекорд скорости принадлежит советской лодке (по классификации НАТО — "Папа") — 45 узлов. (Скорость дизельных лодок не превышает 15 узлов.) Россия располагает самыми большими в мире атомными подводными крейсерами класса "Акула" (по классификации НАТО — "Тайфун") водоизмещением 28 тысяч кубометров и размером с 6-подъездный 9-этажный дом с плавательным бассейном и спортзалом. Всего было построено 6 "Акул", на боевом дежурстве 3 лодки, остальные в резерве. Самые крупные субмарины США имеют водоизмещение 18-20 тысяч кубометров и были сделаны позже наших "Акул". Современные лодки могут уходить на глубины около 1 км и лежать там около года. Высоцкий, не допущенный к гостайнам, пел: "Лечь бы на дно, как подводная лодка, и позывных не передавать", — так он доказал гениальную прозорливость поэта.

Только в нашей стране получило широкое развитие гражданское атомное судостроение. В 1959 году вступил в эксплуатацию атомный ледокол "Ленин", а всего построено 8 атомных ледоколов и контейнеровоз. Америка предпринимала попытки, но в итоге ни одним атомным гражданским кораблем не располагает. Кроме того, у России имеется 5 военных атомных кораблей во главе с тяжелым крейсером "Петр Великий" с реактором на быстрых нейтронах, который недоступен ни одной стране. Однако в российских военных доктринах ставка делается на развитие подводного атомного флота.

Аварии в атомном флоте случались во всех странах. Сказать точно, сколько подводников погибло в СССР из-за тотальной секретности, невозможно. По разным данным, от 220 до 500 человек. В США погибли две лодки — "Трешер" в 1963 году (129 человек — самая крупная в мире катастрофа) и "Скорпион" в 1968 году (99 человек), когда на дне у Азорских островов остались ядерные боеголовки. У нас на морское дно ушли 5 лодок. Самые крупные трагедии — "Комсомолец" в 1989 году (42 человека) и "Курск" в 2000 году (118 человек). 

Последняя из спущенных на воду российских атомных субмарин — многоцелевой "Гепард" из дивизии "подводных охотников", которая состоит из 7 судов. Это самые скоростные и бесшумные лодки, которые могут незаметно красться за противником. Если раньше в год на воду спускалось до 10 атомных субмарин, то в настоящее время это настолько редкое событие, что на мероприятие в Северодвинск приезжал президент России (в ту пору) Владимир Путин. Скоро на боевое дежурство встанут атомные лодки четвертого поколения — подводные крейсеры класса "Борей" — спущенный на воду "Юрий Долгорукий", строящиеся "Александр Невский" и "Владимир Мономах", которые вооружены межконтинентальными ракетами класса "Булава" и способны из Баренцева моря вести обстрел полигонов, скажем, в центре Тихого океана. Всего к 2017 году должно быть готово 8 подводных крейсеров класса "Борей".

Check Also

Одного завода достаточно

О том, почему для атомной индустрии более важны подтвержденные госзаказы, а не конкуренция на рынке …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *